Форма входа

Тема Дома. (К выпускному сочинению.)

 

Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины." Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом",- писал В.Распутин.

 Тема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской - в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня  Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу   это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу?! 

Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». 

Эта тема поднимается в Библии, в    произведениях А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова, М.А.Булгакова,А.Вампилова,В.Распутина,А.И.Солженицына. («Притча о блудном сыне» , повесть «Станционный смотритель»,«Песня про купца Калашникова…»,романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», пьеса «Старший сын»,повесть «Прощание с Матёрой», рассказ «Матренин двор».)

Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни,  возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом.Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение».Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом   Дома, что восходит к традиции «Домостроя».В этих двух романах писатель даёт два противоположных образа дома – «дома-приюта» и «мёртвого дома». «Хорошая квартира» в «Белой гвардии» имеет своё пространство, свой запах, своё лицо, свои голоса, а главное – в ней соблюдаются семейные традиции. «Образ мёртвого дома» в романе «Мастер и Маргарита» связан с темой нравственного умирания людей.Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда.

И.А.Суязова 

 

Поделись с другом в социальной сети

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Sunday the 11th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: [email protected]